Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Презентация на педагогическом совете

Презентация на педагогическом совете

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка-дошкольника. Н. А. Дорохина отмечает, что в современных условиях необходимо изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов образования. Дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребенка, но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность учреждения как равноправных и равноответственных партнеров.

 

Социальное партнерство строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом [5, 28]. Т. Н. Захарова отмечает, что узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, — это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии.

 

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен [6, 62]. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Следуя методическим рекомендациям А. В. Козловой, Р. П. Дешеулиной, О. В. Солодянкиной, Т. Н. Дороновой, организация социального партнерства детского сада и семьи предусматривает прохождение следующих фаз: Установление доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; Обеспечение родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; Обеспечение регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечение членов семьи в педагогический процесс [4;37].

 

Таким образом, сегодня коренным образом меняется взгляд не только на семью, который существовал в течение десятилетий, но и на взаимодействие социальных институтов с ней. Формы организации социального партнерства детского сада и семьи, отмечают авторы Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов таких форм — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны [8; 72]. В настоящее время в системе организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи выделяют традиционные и нетрадиционные формы.

 

Традиционные формы, направленные на педагогическое просвещение родителей, используются для ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования у родителей практических навыков воспитания детей. Они, в свою очередь, делятся на коллективные и индивидуальные: ‒ коллективные: родительские собрания, семейные клубы, педагогическая гостиная, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, деловые и ролевые игры, практикумы, семейные альбомы, выявление лучшего опыта семейного воспитания; ‒ индивидуальные: беседы, тематические консультации, посещение семьи на дому, личные поручения и т. д.

 

К нетрадиционным формам относятся: информационно-просветительские, развивающаяся система общественного управления, интерактивные, творческо-продуктивные и обратная связь [7,24]. Остановимся на характеристике нетрадиционных форм организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи. Информационно-просветительские формы используются для ознакомления родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, формирования у родителей знаний о воспитании и развитии детей. К таким формам взаимодействия относятся: устные журналы, вечера вопросов и ответов, пресс-конференции, семинары, тематические консультации, информационные стенды, доски объявлений, сайты, реклама, газета детского сада, переносная библиотека и др. Интерактивные формы направлены на создание условий для обеспечения регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей, вовлечение членов семьи в педагогический процесс посредством познавательной, продуктивной, трудовой деятельности детей, родителей, педагогов. Это — дискуссионные круглые столы, родительские собрания-студии, различные викторины, КВН, совместные и индивидуальные проекты, тренинги, мастер-классы, презентации ДОУ или группы, моделирование игровых и проблемных ситуаций, представление семейного опыта воспитания и т. д. Творческо-продуктивные формы используются для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это могут быть совместные праздники, вечера, досуги, изготовление нетрадиционного оборудования при организации развивающей среды, оформление пригласительных билетов, выставки детских и совместных работ, творческие мастерские, совместные походы и экскурсии, участие родителей и детей в тематических вечерах, выступление родителей в роли персонажей на праздниках и т. д. Обратная связь направлена на выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности — анкетирование, экспресс-опрос, беседы, наблюдение, форум на сайте детского сада, «Родительская почта», «Книга доверия», информационная корзина, личные блокноты, журнал «Ваше мнение важно для нас», видеопросмотры, проведенных мероприятий и т. д. Слово «интерактивный» означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо, или кем-либо. Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. По мнению М. Г. Агавелян, Е. Ю. Даниловой, О. Г. Чечулиной дискуссионные круглые столы — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры [1,74]. Отличительная особенность ее заключается в том, что она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех дискуссии во многом зависит от ее подготовки. Главный принцип дискуссионного круглого стола — уважение к позиции и мнению любого участника. Т. Ю. Гущина раскрывает суть родительского собрания-студии, как одной из перспективных форм социального партнерства. Автор отмечает, что педагогам необходимо заранее тщательно продумывать ход предстоящего мероприятия с участием родителей, чтобы всем участникам было интересно [3, 52]. По мнению С. В. Глебовой, праздники не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического коллектива и родителей. В процессе подготовки мероприятий воспитатель может узнать много интересного о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались [2,79].

 

Таким образом, социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанников — перспективный и эффективный вид взаимодействия, в основе которого лежат определение и принятие партнерами общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Однако в одностороннем порядке для детского сада трудно наладить сотрудничество, если семья к нему, либо не готова, либо не желает принимать участие. И в то же время систематическая, последовательная работа ведет к возникновению взаимосвязи между дошкольным образовательным учреждением и семьей, которая выливается в партнерские отношения при условии, что семья видит заинтересованность дошкольного образовательного учреждения в развитии ребенка и будет стремиться к контакту. Итогом организации социального партнерства должно выступать подлинное доверие и партнёрство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повышается эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью.

 

Литература: Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей, родителей./ С. В. Глебова — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005–111 с. Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Ю. Гущиной. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2004, — 180 с. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья./ Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. — М.: Линка-пресс, 2001. — 224 с. Дорохина Н. А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей / Н. А. Дорохина // Ребенок в детском саду — 2003 — № 6 — С. 26–32 Захарова Т. Н. 

Автор: Ходаковская .Е.Н