Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Сказание о земле Балашихинской

Сказание о земле Балашихинской

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №37 «Солнышко»

Проект

«Сказание о земле Балашихинской»

 Информационная карта проекта «Сказание о земле Балашихинской»

Продолжительность поекта:

сентябрь - март 2018

Тип проекта:

-   по составу участников - групповой, 2, 4,6,8 (дети, родители, педагоги)

-   по целевой установке - информационно-творческий.

Возраст детей:

-   5-6 лет.

Актуальность проекта:

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом — это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача — углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Полученные знания о родном городе будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, любовь к родному краю.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

В наши дни, дети получают очень мало информации о родном городе. Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут - это их малая Родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой патриотического воспитания дошкольников и посчитали необходимым воспитывать у детей любовь к родному краю и его истории; научить видеть историю вокруг себя - в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов.

Цель проекта:

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу и окружающей природе.

Задачи проекта:

  • для детей

-         расширение и углубление знаний воспитанников по ознакомлению с окружающим миром, достопримечательностями города;

-         формирование духовно-нравственного отношения к пророде родного края;

-         воспитание у детей гордости за свою малую Родину, любви к родному городу, желание его видеть красивым, чистым.

-         формирование у детей интереса и любви к истории своего города, культуре, обычаям, традициям своего народа.

-         расширять и активизировать словарь детей.

для педагогов

-         привлекать родителей к участию в проекте;

  • для родителей

-         активная совместная деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;

-         оказание помощи в оформлении лепбуков "Мой любимый город - Балашиха"

Ожидаемые результаты:

  • Для детей:

-         Обогащенные и систематизированные знания детей о родном городе: дети знают и называют свой город, улицы, достопримечательности города, его символику.

- У детей сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

  • Для родителей:

-         Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

  • Для педагогов:

-         Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу. Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Балашиха, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Этапы реализации пректа:

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

  • I этап — подготовительный, включает в себя:
  1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?

Книга Н. Бобыкиной «История Балашихи в картинках».

  1. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
  2. Планирование совместной взросло - детской деятельности, определение средств и способов реализации проекта.
  • II этап — основной, включает в себя:
  1. Экскурсии
  2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников (фото-выставки, рисунки)
  3. Пополнение развивающей предметно-простраственной среды.
  4. Показ презентаций о городе
  5. Создание уголка «Мой любимый город Балашиха».
  6. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
  • III этап — заключительный, включает в себя:
  1. Создание мультфильма по книге Н.Ю. Бобыкиной «История Балашихинского края в картинках».
  2. Встреча с автором книги Н.Ю. Бобыкиной «История Балашихинского края в картинках».
  3. Викторина «Знатоки родного города».
  4. Музыкальный праздник «Моя малая Родина».
  5. Создание лепбуков «Мой город Балашиха».
  6. Выставка рисунков «Моя Балашиха».

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях дошкольного учреждения. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

Перспективный план работы по проекту «Сказание о земле Балашихинской»

  • Рассматривание картин, книг и фотографий о родном городе
  • Беседы:

-     «Улицы, по которым мы ходим»

-     «Гордимся тобой, наш город родной».

-     «Наши родители работают в разных организациях города»

-     «Флаг, герб города»

  • НОД

-       «Наш любимый город » Цель: закрепить понятие - малая Родина, формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

-      «Приезжайте в наш город». Цель: продолжать учить детей составлять описательные рассказы по памяти, совершенствовать навыки монологической речи.

-     «Путешествие по улицам родного города» Цель: познакомить с улицами города (своего микрорайона), воспитывать любовь к родному городу, развивать коммуникативные навыки детей, содействовать сплочению детского коллектива.

-    «Знатоки родного города» Цель: уточнить и закрепить знания детей о родном городе - Балашихе.

-    Рисование «Улица, на которой я живу» Цель: учить передавать в рисунке образ города в любое время года, горы, дома, в окнах горят разноцветные огни, развивать чувство композиции, цвета.

-    Аппликация «Фонтаны в нашем городе» Цель: расширять представление у детей об архитектуре нашего города, учить передавать строение фонтана в работе, дополняя ее необходимыми деталями, развивать творческое воображение.

  • Чтение художественной литературы:

А.С. Романенко «Весенней Балашихе»

  1. С. Романенко «Из истории Балашихи»

Н. Липатова «Балашихе посвящаю»

  1. Степанов «Что мы родиной зовем».

В.Болдинов «Земля любимая моя....»

«Хорошо Егорке на реке Пехорке»

  • Дидактические игры:

- «Достопримечательности родного города»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Балашиха; развивать внимание, память, связную речь.

- «Чтобы было, если все улицы будут без названия»

Цель:   закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название;

закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.

-    «Кто лишний» Цель: учить детей находить предметы и здания, которые относятся к достопримечательностям города Балашиха, объекты растительного и животного мира, находить лишний предмет; развивать связную речь, мышление, память.

-    «Выложи герб из фрагментов». Цель: закрепить знания детей о гербе Балашихи, развивать внимание, память.

-    « Мой город» Цель: закрепить знания детей о родном городе, любимых для отдыха местах.

  • Сюжетно-ролевые игры:

-    «Построим улицу города» Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

-    «Экскурсия по городу» Цель: формирование положительного взаимоотношения между детьми; развитие диалогической речи; расширение кругозора детей.

  • Конкурсы, выставки:

-    Фотовыставка « Любимые места моего города»

-    Выставка совместных работ родителей и детей : «Моя Балашиха».

  • Создание уголка «Мой родной город Балашиха»

-    Фотоальбом «Достопримечательности нашего города».

-    Альбом «Наш любимый детский сад».

  • Работа с родителями

-    Консультация «Знакомим детей с родным городом».

-    Лепбук «Моя Балашиха»

-    Музыкально-литературный досуг «Ярмарка в Балашихе»

Список использованной литературы:

  1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом - М. ТЦ. Сфера, 1999г
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников - М, ЦГА, 2004
  3. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
  4. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45-55
  5. Н.Ю.Бобыкина. История Балашихинского края в картинках - издательство: компания «Балаша» 2015г.

Наше путешествие в историю родного края

В проекте «Сказание о земле Балашихинской» мы использовали книжку-раскраску Н.Ю.Бобыкиной «История Балашихинского края в рисунках». Город Балашиха-один из самых крупных городов Московской области, центр науки и промышленности, участник многих исторических событий России. Книжка рассказывает об интересных событиях нашего города и ближайших деревень. Работая с детьми, родителями с этой книжкой, возник вопрос, а что сейчас в этих местах, сохранились ли они до нашего времени. Чтобы узнать это, мы использовали одну из форм работы - экскурсии. Начали мы с экскурсии к реке Пехорке.

«Хорошо Егорке

На реке Пехорке.

Утки здесь с весны растят

Милых сереньких утят.

Каждый день из рук своих

Дети хлебцем кормят их.

Утки - дикие, и те

Привыкают к доброте.

И пусть в солнечную сказку

Они на зиму летят,

Даже в сказке вспомнят ласку

Балашихинских ребят»

Это замечательное стихотворение написал известный балашихинский поэт Юрий Романенко.

Провели беседу о важности реки для нашего города, о его обитателях, покормили уточек, насладились красотой окружающей природы, провели подвижные игры с детьми и родителями, обратили внимание на знаки безопасности на воде и в природе. Чтобы сохранить всё, что нас окружает, надо бережно относиться к окружающей нас природе.

Следующая экскурсия состоялась в усадьбу Пехра-Яковлевское

Познакомились с историей возникновения усадьбы, рассказали о семействе Г олицыных, которые владели этой землёй более 200 лет. Очень понравилась прогулка по аллее вековых лип, встреча с уточками, которые неожиданно для нас вылетели, а некоторые выбежали к нам навстречу, с красавцами лошадьми, с вековой лиственницей. Провели познавательную викторину для детей, мастер-класс по изготовлению розочек из кленовых листьев. Рассказали о храме Преображения Г осподня, который был построен А.М. Голицыным и сейчас является исторической архитектурной достопримечательностью нашего города. Родители и дети, педагоги получили массу эмоций и впечатлений.

Затем мы посетили национальный парк «Лосиный остров». Побывав на территории Дендропарка ребята, родители и педагоги познакомились с экспозицией растений, которые являются представителями сразу 4-х географических зон России (Дальний восток, Сибирь, Востоная Европа, Западный Кавказ). Сравнили кедр с другими хвойными деревьями. В парке мы полюбовались скульптурой лесника, скульптурой лося, красотой тихого озера, побывали в «бобровом поселении» и в барсучьей норе, прошлись по подвесным дорожкам и увидели окружающую природу с высоты жителей парка (птиц и белок). Посетили теплицы, где растут саженцы пихты. После увлекательной и познавательной прогулки, все с удовольствием приняли участие в мастер-классе и устроили чаепитие, во время которого обменялись впечатлениями об увиденном.

Экскурсия в историко-архелогический комплекс «Царская охота» в

Алексеевской роще, расположенный на территории национального парка «Лосиный остров» впечатлила всех.

На экологической тропе, проложенной в Алексеевской роще, взрослые и дети прогулялись по красивому парку, через сосновые и еловые леса. Во время прогулки дети рассматривали следы зайца и лисы. На сравнительно коротком маршруте мы увидели почти все природные сообщества средней полосы России. Также познакомились с экспозицией музея «Царская охота», расположенной в здании бывшей загородной дачи Н.А.Булганина, центральное место в экспозиции занимает выставка, посвящённая охотничьей тематике. Большое впечатление произвели археологические раскопки остатков бывшего охотничьего дворца царя Алексея (Тишайшего) Михайловича Романова, затем — загородной усадьбы светлейшего князя А. Д. Меншикова. То, что от него осталось, крестьяне из деревни Пехра-Покровское (ныне - территория городского округа Балашиха) использовали для строительства церкви в стиле ампир, которую и сейчас можно хорошо разглядеть, путешествуя из Москвы в Щёлково или обратно. Закончилась экскурсия по старой доброй традиции чаепитием со сладостями.

Запоминающейся стала встреча с автором книжки-раскраски «История Балашихинского края в рисунках» Н.Ю.Бобыкиной, которая познакомила ребят с историей происхождения названия города Балашиха, с хлопкопрядильной фабрикой, вокруг которой разросся большой рабочий посёлок, давший начало нашему городу. Дети с интересом посетили выставку продукции хлопкопрядильной фабрики, организованной Н.Ю.Бобыкиной.

Когда сам многое знаешь об истории родного края, того места, где живёшь, тогда будет что рассказать тем, кто приедет к нам из других городов, для того чтобы они уважали наш город, наши привычки и обычаи. Рядом с Москвой стоит земля наша Балашихинская, все восточные дороги проходят через неё! Многое ушло в историю, но то, что осталось - нам нужно сохранить!

«Говорят о городе всё чаще.

Кто, скажи, об этом не мечтал: Прямиком из ландышевой чащи Попадаешь в городской квартал. Здесь летают утки по-над речкой, Скачут белки прямо в сосняке,

И осенний подмосковный вечер

Позолотой тает вдалеке...»

Мой город, Балашиха

«В России, рядышком с Москвой Есть населенный пункт Он очень крупный и живой Балашихой зовут.

Я изложу совсем чуть-чуть...

Про этот город мой.

С рассказа на него взглянуть Вам помогу с лихвой.

Есть в городе река Пехорка И несколько озер.

Купались летом там с утра.

Г уляем до сих пор.

Есть Храм из Кедровой сосны. Усадьбы и музей.

И виды эти лишь полны. Картина все ясней.

Еще спортивный комплекс тут И шесть библиотек.

И люди все, что здесь живут Чисты, как первый снег!»

Н.Ф Дмитриев.

Викторина «Знатоки родного города»

Лепбук «Мой город - Балашиха»

Выставка рисунков «Моя Балашиха»

Музыкальный праздник «Моя малая Родина»

Автор: Ходаковская Е.Н.