Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

НОД "Что такое почва"?

НОД "Что такое почва"?

img_1188.jpg

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 37 «СОЛНЫШКО»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в подготовительной к школе группе «Что такое почва?»

опытно-экспериментальная деятельность

(интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Безопасность»)

Воспитатель: Ходаковская Е.Н.

г. Балашиха

Почва - живая земля.

При проведении экспериментов дети знакомятся с составом почвы, оп­ределяют благоприятные условия для роста и развития растений, необходи­мость почвы для жизни растений и животных, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Дети знакомятся с дождевыми червями, их значе­нием; выявляют зависимость живого организма от сезонных изменений в природе.

Чудесная кладовая.

"Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян дела­ется большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, поле­жит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как оно называется:"

Актуальность проекта.

В России имеется большое количество ареалов с катастрофически де­формированной природой, в которой происходит деградация почв. А почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существова­ния жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуж­даются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разруше­ния и загрязнения.

В проекте "Почва - живая земля" предлагается решение задачи подго­товки малышей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников реальные пред­ставления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношени­ях с другими объектами и со средой обитания.

Цель: формирование естественнонаучных основ и экологических понятий. Задачи:

  • Формирование представлений у детей о почве, как верхнем плодород­ном слое земли, её составе и значении.
  • Выработка навыков в проведении лабораторных работ.
  • Знакомство с "подземным царством": обитателями почвы, их особенно­стями, их ролью в формировании почвы.
  • Развитие речи и обогащение словаря.
  • Формирование понятия в необходимости бережного отношения к почве и её обитателям, о значении почвенных животных в природе.

Объекты проекта.

  • ДетиМБДОУ№37
  • Семьи воспитанников, посещающих МДОУ.
  • Персонал МБДОУ.
  • Предполагаемый результат.
  • Выработка навыков у детей по уходу за растениями (рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, уход за комнатными растениями).
  • Формирование у детей понятия о необходимости бережного отношения к почве и её обитателям, о значении почвенных животных в природе.
  • Формирование навыков правильного поведения во время отдыха на

природе.

  • Выработка навыков по технике безопасности при обработке растений и почвы ядохимикатами.
  • Формирование навыков в проведении экспериментов и опытов с поня­тием "не навреди".

Информационная часть.

Почва - это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мел­ких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накаплива­ется в верхнем слое почвы, поэтому этот слой темный. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почва­

ми. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятель­ности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие - основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв и разрабатывают правила их использования. Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболо­ченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля. Земля - наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бе­режном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки ве­сенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, что­бы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам. На склонах оврагов высевают луговые травы. Корни их, разрастаясь в почве, закрепляют склоны.

В природе растения и подземные животные приспосабливаются к поч­ве, а человек научился составлять почвенные смеси из разных природных компонентов для более эффективного роста и развития растений.

Дерновая земля - это перепревшие в течение года пласты дерна (трава вместе с землей), взятые с луга. Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой - глина.

Листовая земля получается через 2-3 года из сложенных в кучу опав­ших листьев, которые время от времени перелопачивают. В этом случае об­разуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля.

Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полу­сгнившей хвои и является кислой.

Торфяная земля - это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1.5-2 года. Она является рыхлой (лег­кой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

Перегной - это перепревший в течение 2 лет коровий или конский на­воз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все микро- и макроэлементы.

Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для то­го, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Глина - тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но и задерживает её, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.

План работы с детьми по проекту "Почва - живая земля”.

Месяц.

Тема занятия, наблюдения.

Цель.

 

Сентябрь.

Занятие. Что такое почва?

Показать сложность состава почв и многообразие их типов. Обратить внимание на малочис­ленность плодородных почв на земле.

 

 

Занятие. Почему песок хоро- шо сыплется?

Выделить свойства песка и гли­ны: рыхлость, сыпучесть.

 

 

Наблюдение. Что у нас под

ногами?

Подвести понимание детей к тому, что опавшие листья явля­ются "кормом" для самих же растений.

 

Октябрь.

Занятие. Что есть в почве?

Установить зависимость факто­ров неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

 

 

Занятие. Как опавшие листья становятся питанием для рас-

Установить зависимость факто­ров неживой природы от живой (богатство почвы от гниения

 

 

тений.

растений).

 

Наблюдение. Что стало с опавшими листьями?

Обратить внимание на измене­ние опавших листьев в куче.

Ноябрь.

Занятие. Что v нас под нога-

ми?

Подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав, состояние почвы зависит от со­стояния температурного режи­ма.

-

Занятие. Кому лучше?

Посадка двух одинаковых от­ростков герани: в воду, в поч­ву.

Определить благоприятные ус­ловия для роста и развития рас­тений, обосновать зависимость растений от почвы.

 

Наблюдение. Кому лучше?

Определить благоприятные ус­ловия для роста и развития рас­тений (в каком горшке появился первый новый листок), отметить в календаре записями и рисун­ками.

Декабрь.

Занятие. Как быстюее?

Посадка двух одинаковых от­ростков хлорофитума в горш­ки с почвой: с плодородной, неплодородной.

Выделить благоприятные усло­вия для роста и развития расте­ний, обосновать зависимость растений от почвы.

 

Занятие. Какие копни v пас- тений тундры?

Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

 

Наблюдение. Как быстпее?

Определить благоприятные ус­ловия для роста и развития рас­тений, отметить в календаре за-

 

 

писями и рисунками.

 

Январь.

Занятие. Где лучше пасти? Посадка отростков традескан­ции в два горшка: с плодород­ной почвой, с песчано­глинистой смесью.

Установить необходимость поч­вы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и разви­тие растений, выделить почвы, разные по составу.

 

 

Занятие. Растения в зимнем саду.

Установить зависимость живой природы от неживой (свет, теп­ло, влага).

 

 

Наблюдение. Где лучше пае- ти?

Определить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, отметить в календаре рисунками и запися­ми.

 

Февраль.

Занятие. Зеленые {Ьигупки. Посев семян кресс салата в плодородную почву и в бу­мажные салфетки.

Установить необходимость поч­вы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и разви­тие растений, выделить почвы, разные по составу.

 

 

Занятие. Для чего копешки? Поставить отросток герани с корешками в прозрачный ста­кан с водой.

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функ­цию корней растений; устано­вить взаимосвязь строения и функции растения.

 

 

Наблюдение за экспеоимента- ми: "Зеленые фигурки" и "Для чего корешки?"

Установить необходимость поч­вы для жизни растений, влияние качества на рост и развитие рас- тений; установить взаимосвязь строения и функции растения.

 

Март.

Занятие. Где больше? Лва горшка с одинаковыми расте­ниями, одинаково увлажнен­ные поставить: в тень, на солнце.

Выделить причину сохранения влаги.

 

 

Занятие. Где лучше цветы растут? Посев цветов на рас­саду в два горшка: с плодо­родной почвой, неплодород­ной почвой.

Установить зависимость расте­ний от почвы, зависимость фак­торов неживой природы от жи­вой.

 

-

Занятие. Посев семян поми- доров на рассаду.

Подвести представление детей к пониманию условий, необходи­мых для роста и развития расте­ний (свет, влага, тепло, почва, подкормка).

 

 

Наблюдения за пассадой пве- тов и помидоров.

Определить по состоянию рас­тений качество условий, необ­ходимых для качественного роста и развития растений.

 

Апрель.

Занятие. Нужен ли копешкам воздух?

Два одинаковых растения в горшках с плодородной поч­вой: одно рыхлить, другое не рыхлить.

Выявить причину потребности растения в рыхлении. Доказать, что растение дышит.

 

 

Занятие. Где пастение больше получает воду?

Выявить способность разных почв пропускать воду и причину потребности растения в рыхле­нии.

 

 

Наблюдение за эксперимента- ми: "нужен ли корешкам воз-

Выявить способность разных почв пропускать воду и причину

 

 

дух?", "Где растение больше получает воду?"

потребности растения в рыхле­нии.

 

Май.

Занятие. Могут ли животные жить в земле?

.....  |

Выяснить, что есть в почве для

жизни живых организмов (воз­дух, вода, органические вещест­ва).

 

 

Занятие. Наверх! Экспери- мент с дождевым червем.

Выяснить, что в почве находят­ся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воз­дух, вода, органические вещест­ва).

 

 

Занятие. Посев семян овощ- ных культур в грядки.

Подвести понимание детей к тому, что при создании благо­приятных условий и плодород­ной почвы можно вырастить растение из семян.

 

 

Наблюдение за ростом и раз- витием растений на грядках.

Оценить качество растений, за­висимость их от природных ус­ловий, отметить выводы в ка­лендаре.

 

Июнь.

Занятие. Наши друзья - под- земные жители дождевые чер­ви.

Уточнить представление детей об обитателях почвы - дожде­вых червях, их строении, повад­ках, значении. Вызвать у детей положительные эмоции, убе­дить в том, что каждое существо имеет право на жизнь

 

 

Занятие. Чем нюхает червяк?

Подвести представление детей к пониманию, что живой орга­низм приспосабливается к из-

 

'

 

меняющимся условиям.

 

Занятие. Высаживание Dacca- ды помидоров, садовых цветов на улицу.

Подвести представление детей к пониманию зависимости расте­ний от природных условий, плодородности почвы, зависи­мости состояния почвы от тем­пературного режима воздуха.

 

Кукольный meamv. Где зиму- ют насекомые?

Подвести представление детей к пониманию взаимозависимости насекомых с почвой, их приспо­собленности к изменениям при­родных условий.

 

Экскурсия в лес. Какие быва- ют почвы?

Уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать массовый материал для даль­нейшей экспериментальной дея­тельности (хвойную и листовую землю).

 

Июль.

Занятие. Прополка, рыхление почвы, подкормка растений удобрениями в огороде.

Подвести представление детей к пониманию того, что растения нуждаются в благоприятных ус­ловиях.

 

Экологическое развлече- ние. Тайны цветов.

Уточнить представление детей в том, что растения нуждаются в благоприятных условиях, в не­обходимости бережного отно­шения к природе.

 

Экскурсия на луг. Какие бы- вают почвы?

Уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать для дальнейшей эксперимен­тальной деятельности дерновую

 

 

 

землю, глину.

 

Август.

Занятие. Прополка, рыхление почвы, подкормка удобрения­ми растений в огороде.

Уточнять представления детей в том, что растения нуждаются в благоприятных условиях.

 

 

Занятие. Сбор урожая в ого- роде.

Дать детям возможность видеть результаты своего труда, пора­доваться.

 

*

Занятие. Сбор семян цветов.

Подвести понимание детей к тому, что из цветов можно со­брать семена, что цветы - живые существа, которые имеют свой­ство размножаться.

 

 

Экологический праздник. Вот

какой урожай!.

Закрепление знаний об условиях жизни растений, о взаимосвязи растений с природными факто­рами, правилах ухода за расте­ниями. Воспитание желания трудиться, видеть и радоваться своим результатам.

 

 

Экскурсия на реку. Какие раз- ные почвы.

Уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать массовый материал для экспе­риментов: камни, песок.

 

                     

Конспект занятия по экологи в старшей группе: «Почва — живая земля».

Цель:

Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов.

Учить детей размышлять, формировать и обобщать результаты опытов.

Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.

Оборудование:

схема — картинка состав почвы; для опытов земля - стакан с водой,

картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь), глобус.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы побеседуем с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы её можем сохранить (рассматривание схемы почва).

Появляется Незнайка (стучится).

Незнайка: Что это вы здесь интересное делаете?

Дети: Мы готовимся проводить опыты, чтобы узнать, из чего состоит Земля.

Незнайка: Знаю, знаю. Почва — это Земля, она такая круглая (показывает на глобус).

Дети: Нет, Незнайка, оставайся и послушай вместе с нами.

Педагог: Ребята, сначала я Вам напомню о различии слов «Земля» и «почва». Земля — это земной шар, родина и название нашей планеты, состоит из материков и океанов. Почва — это верхний слой земной коры. Сейчас мы узнаем, какой первый компонент входит в почву. Проведем опыт: возьмем комочек сухой почвы и опустим его в воду. Ребята, что происходит?

Дети: Мы заметили появление пузырьков на комочке.

Педагог: Правильно, при помощи опыта мы определили, что в почве имеется воздух.

Второй опыт. Нагреем комочек почвы на огне и подержим над ней холодное стекло. Стекло покроется каплями воды. Значит, в почве есть вода.

Педагог: Ребята, что здесь вы видите?

Дети: Стекло покрылось каплями воды.

Педагог: Правильно, ребята. В почве есть вода. А раз в почве есть воздух, вода, значит там можно жить.

Незнайка: Но кто живет под землей? (Использование иллюстраций)

Дети: Крот (это небольшой зверек, прорывает себе подземные ходы, чтобы охотиться на насекомых).

Дождевой червь (он всю жизнь проводит в почве, на поверхности его можно увидеть во время дождя. Его поверхность покрыта слизью, чтобы легче было двигаться).

Муравьи (Живут семьями, большая часть находится под землей).

Медведка (Это насекомое, немного похоже на сверчка, но очень крупного). Часто селится на огородных участках и роет там ходы.

Физкультминутка

Это легкая забава - повороты вправо, влево, (повороты туловища вправо- влево) Нам известна всем давно - там стена, а там окно!

Приседаем быстро, ловко, здесь видна уже сноровка Чтобы мышцы развивать, надо чаще приседать! (приседание)

А теперь ходьба на месте, это тоже интересно,

Мы размяться все успели и на место снова сели!

Педагог: А как еще можно использоваться почва?

Дети: Люди выращивают овощи, фрукты.

Педагог: Видите, как важна роль почвы не только для растений, но и для нас, человека, других животных.

Незнайка: Как мы можем сберечь почву? Что мы можем сделать?

Дети: Не загрязнять почву, не разводить костры, не вытаптывать растения, не убивать подземных жителей, ведь они нужны почве.

Педагог: Как одним словом можно назвать почву?

Дети: Плодородная.

Педагог: Правильно. Вот сейчас мы с вами посадим овес в разные почвы: плодородную, песчаную, глинистую и будем наблюдать, как станут расти растения.

Незнайка: До свидания, ребята, я много интересного узнал. А вы нарисуйте результаты своих опытов, которые понравились вам больше всего и пришлите мне свои рисунки. Я буду ждать!

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе: «Опыт с почвой. Посев семян в почву».

Материал: Игрушка-Веснушка, баночка с мелкими камушками, семена огурцов - сухие и проросшие, лейка с водой, ящик. На каждого ребенка:

бумажный стаканчик с подготовленной почвой. Для опыта: баночки с водой, тарелочки с почвой, салфеточки.

Программное содержание: Показать, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания почвы, ухудшаются условия жизни растений. Дать представления о состоянии семени, готового к посадке. Учить подготавливать почву к посеву семян, закреплять умение сажать семена.

Ход занятия:

Приход игрушки-Веснушки:

-Здравствуйте, ребята. Я видел, как вы вырастили новые растения, и решил тоже посеять эти семена (показывает). Только я не знаю, в какую землю надо их сажать.

Воспитатель: - Веснушка, посмотри внимательно на свои семена - ребята, что это? (камешки)

-   Что случится, если он посеет камешки?

-   Растение вырастет? Почему?

(Нет,потому что камни - неживые)

Воспитатель: - Веснушка, мы тебя научим, как надо сеять семена, чтобы выросло растение.

-    Ребята, что нам надо подготовить? (Почву)

-    Да, почву, но в ней должно быть больше воздуха. Для чего? (Чтобы корни растений могли дышать)

-    Вчера мы набрали землю под деревом и на тропинке. Как вы думаете, в какой почве будет больше воздуха - в почве, которую мы взяли под деревом или в почве, которую взяли на тропинке? Почему? (ответы детей)

-    Сейчас мы проверим ваши высказывания. Проведем опыт и проверим, где больше воздуха. Возьмем образцы почвы и опустим их в банки с водой, пронаблюдаем в какой из них больше воздушных пузырьков. Как вы думаете, в какой почве легче дышать корням растений? Почему?

Вывод: В почве, которую мы взяли под деревом больше воздуха, так как она рыхлая, мягкая.

Почему воздуха "под тропинкой" меньше?

(Когда мы ходим по земле мы давим на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.)

Почему нельзя ходить по газонам, по клумбам? (ответы детей)

Готовим почву для посева семян. Возьмем землю, но чтобы в ней было больше воздуха, и хорошо проходила вода, добавим песок, а для питания растений добавим чернозем. Все смешаем. А сейчас посмотрим, что происходит с нашими семенами. Семена, которые мы просто положили - они проснулись? (нет)

А вот эти семена, которые мы замочили? Посмотрите, какие они стали?

(Они проснулись, набухли; их пора сажать в землю)

Воспитатель:         - Давайте проведем гимнастику для пальчиков - чтобы

потренировать их перед работой.

Пальчиковая гимнастика "цветок":

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питание Дружно дают под землей корешки.

Воспитатель: - А сейчас приступим к посеву семян. Как вы будете их сажать? Почему следует брать осторожно? (потому что они живые)

-    Да, семечко следует брать осторожно и класть по одному в свой рядок, на расстоянии друг от друга. По окончании посадки семян, спрашиваю:

-    Что нужно сделать теперь? (Присыпать землей и полить).

Теперь осталось их утеплить. Тепло и влажность помогут им развиваться и расти.

В конце проводиться игра "Цветок и дождик".